Фотоотчёт о ремонте одометра на W123
Мой одометр стал всё чаще затыкаться и наконец встал совсем.
Вначале его удавалось заставить работать сбросом суточного пробега.
И вот я решил его починить.
Прежде всего разобрав приборку я решил не снимать стрелку, уж очень туго она сидела. Это окажется полезным тем, кто также не сможет это сделать. Поэтому на фото везде шильдик, хотя можно было его и снять.
Первым делом следует убедиться в том, что одометр прокручивается. Для этого отвернуть два болта, удерживающих механизм привода от троса. Фото 7.
и разъединить всё на части. Фото 8.
Теперь пластиковые шестерни не блокируют вращение одометра и его можно проверить. Для этого следует повращать желтую шестерню вперёд, убедившись в смене показаний. Затем назад, предварительно сбросив суточный пробег в ноль. При этом на нём должны вылезти показания 9999. Если показания появятся с трудом или не появятся совсем, то силуминовая шестерня стала прокручиваться.
Прежде чем начать работу, нужно снять латунную втулку на оси шестерёнок. Надета она крепко и для того, чтобы её снять нужно сразу, не разбирая механизм, маленькими пассатижами снять втулку вращательными движениями.
Главное не переусердствовать, т.к. пластиковые шестерни будут стопорить вращение оси.
Фото 4.
Механизм одометра устроен следующим образом.
На оси жёстко одета желтая латунная шестерёнка. Внутри корпуса находится силуминовая шестерня привода. Она одета на ось с большим трением. Все остальные шестерёнки с цифрами свободно вращаются на оси.
Жёлтая шестерня получив вращающий момент от пластиковых шестерён вращается одновременно с силуминовой. Изменение показаний происходит в результате взаимодействия цифровых шестерёнок с шестернями фиксаторов.
Это маленькие шестерёнки, имеющие целые и половинные зубчики. При прохождении полного круга каждой цифровой шестернёй происходит смена цифры в следующем разряде. Это осуществляют шестерёнки фиксаторы. Пока в разряде не достигнута 9-ка она не работает.
В моём случае, силуминовая шестерня стала проскальзывать и одометр переставал работать. Дело в том, что шестерня получает наибольшее сопротивление при вращении, когда в разрядах происходит смена цифр. Если подобная смена происходит сразу в нескольких разрядах, то шестерня, преодолевая сопротивление от плохой смазки в других точках, начинает проскальзывать на валу и счёт сбивается.
Для разборки одометра прежде следует сточить внешний конец оси, на которой надеты фиксаторы.
Фото 3 и 1.
Сплюснутую часть нужно обточить настолько, чтобы её можно было с трением вытолкнуть из корпуса.
Это важно для того, чтобы можно было позже снова разбирать этот узел.
Например, порвался трос и нужно скорректировать показания одометра на реальное значение. Или просто для скрутки одометра. Таким образом я поступил вначале владения автомобилем, перестроив одометр на свой пробег.
Теперь он показывает мой пробег со дня покупки. Пробегам мы всё равно не верим, а мне удобно.
Вынимаем ось, снимая с неё шестерёнки и откладываем.
Следующим шагом является извлечение счётного узла. Проталкивая ось мы чувствуем сопротивление силуминовой шестерни. Снимаем цифровые шестерни. Они все одинаковые. Стаскивая силуминовую шестерню ощущаем большее сопротивление в другим точках оси. На месте посадки, за счёт износа оси, она вращается легче.
Сняв силуминовую шестерню увидим, что в её корпусе есть выемка вокруг оси. Её нужно немного сдавить, чтобы шестерня с бооольшим усилием одевалась на ось.
Начинаем всё собирать.
Перед тем как одевать на ось силуминовую шестерню обезжирить ось и отверстие в шестерне. Трение станет максимальным. Надеть её и последовательно остальные пластиковые. Не потерять маленькую шестерёнку связывающую одометр суточного пробега.
Фото 10.
Следующим шагом одеваем шестерёнки фиксаторы. Выставив нужный пробег, вставляем фиксаторы. Чтобы пробег не сбивался, на него можно в удобном месте наклеить полоску изоляции поперёк цифр. Помогая часовой отверточкой одеваем маленькие шестерёнки, устанавливая зубчики в пазы и строго в ряд, как это показано на фото 5 и 6.
Проталкиваем ось в корпус и смотрим на пробег. Цифры должны быть на одной линии. Если не получилось, то выталкиваем ось обратно и поправляем нужные разряды.
Повращав жёлтую шестерню убеждаемся в нормальной работе одометра. Если всё впорядке, то проливаем аэрозольной жидкой смазкой весь механизм. Цифры от избытка протираем.
Подвергаем подобной смазке и узел привода троса. Фото 9.
Для разработки вставляем вместо троса любой наконечник, закреплённый в электромоторчике. Покрутив в разных направлениях, убираем потёки.
Собираем спидометр и подключив моторчик, проверяем работоспособность спидометра и смену показаний одометра.
Рекомендуется несколько раз сбросить суточный пробег и повторить испытания.
Если в процессе разборки вы сняли стрелку или она сама соскочила, то её следует одевать в положении показанном на фото 11.
Стрелку нужно отвести против часовой стрелки, после чего она должна сама вернуться к указанной метке. В конце перекидываем осторожно кончик через упор. Лучше сразу её сильно не придавливать на оси. Если стрелка устанавливается правильно, то придавливаем её сильнее.
Ну и ещё виды одометра суточного пробега. Фото 2 и 12.