Перейти к содержимому


Фотография

Капитальный ремонт генератора W123


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ   kit123

kit123

    Ветеран

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 2 217
  • Город:Москва, ЮВАО
  • Автомобиль:
    W123

Отправлено 07 Октябрь 2020 - 00:14

Отправлено 26 Май 2017 - 17:54 ----> Восстановлен 7 октября 2020 - 00:15

 

Отчёт о капитальном ремонте генератора W123

 

Начинаем разбор со снятия реле-регулятора. Затем отворачиваем четыре болта, стягивающих корпус генератора. При этом находящийся в задней крышке подшипник препятствует снятию. Постукивая по задней части корпуса генератора, с него следует снять заднюю крышку, внутри которой расположен диодный мост и корпус статора со статорной обмоткой, подпаянной к диодному мосту.

P10533-Задняя крышка всборе.jpg

Фото 1  P10533-Задняя крышка в сборе.jpg

 

Под задним подшипником установлена вот такая формованная шайба. Не потерять!

P10558-Шайба заднего подшипника.jpg

Фото 2  P10558-Шайба заднего подшипника.jpg

 

Для отсоединения обмотки от диодного моста следует отпаять три провода. Провода не гнуть!

P10536-Снятая обмотка статора.jpg

Фото 3  P10536-Снятая обмотка статора.jpg

 

В результате у нас окажется задняя крышка с привёрнутым диодным мостом.

P10534-Задняя крышка с диодным мостом.jpg

Фото 4  P10534-Задняя крышка с диодным мостом.jpg

 

Эти болты очень часто сильно закисают. Всего один болт может всё испортить, когда он сломается под корень. Поэтому следует все болты тщательно пролить жидкостями, способствующими размягчению ржавчины, ещё до начала выполнения работ. Если болт идёт но плохо, то лучше сразу «раскачать» болт, пытаясь его закручивать-откручивать буквально на месте.

 

P10535-Снятый диодный мост.jpg

Фото 5  P10535-Снятый диодный мост.jpg

 

Для того чтобы разобрать переднюю часть, первым делом следует открутить шкив генератора. Для этого следует взять накидной ключ на 22 с большим изгибом, таким, чтобы надевшись на гайку, он не задевал за корпус шкива. Его следует зажать в тиски. На валу ротора имеется шестигранное отверстие для ключа на 8. Для отворачивания гайки мы фиксируем саму гайку, а шестигранником на 8 начинаем отворачивать ротор из гайки. То есть мы не гайку откручиваем с неподвижного ротора, а поворачиваем ротор вокруг неподвижной гайки! Вставив в отверстие Г-образный ключ мы осторожно начинаем стучать по ключу в направлении выворачивания ротора из гайки. Это направление будет по часовой стрелке!

После откручивания шкива нам предстанет крепёж передней крышки корпуса генератора.

 

P10559-Крышка переднего подшипника.jpg

Фото 6  P10559-Крышка переднего подшипника.jpg

 

Отвернув четыре болта нужно спрессовать крышку с переднего подшипника. Крышка притянута с помощью квадратной пластины, одетой за подшипником. С помощью обычного съёмника можно стянуть подшипник с вала ротора.

 

P10502-Снятый ротор.jpg

Фото 7  P10502-Снятый ротор.jpg

 

P10503-Снятый ротор.jpg

Фото 8  P10503-Снятый ротор.jpg

 

Теперь, когда всё разобрано, можно приступить к осмотру. Начнём с подшипников.

 

P10500-Снятые подшипники.jpg

Фото 9  P10500-Снятые подшипники.jpg

 

На генераторе были установлены подшипники японской фирмы KOYO. Задний – 6201R, передний – 83B218C3. После вскрытия крышек стало ясно, смазка в них уже вся превратилась в грязь.

P10501-Вскрытые подшипники.jpg

Фото 10  P10501-Вскрытые подшипники.jpg

 

После тщательного промывания внутренностей закладываю туда зелёный Castrol MS-3.

Подшипники прошли дефектовку и оказались в отличном состоянии.

P10505-Смазанные подшипники.jpg

Фото 11  P10505-Смазанные подшипники.jpg

 

А посему закрываем крышки и полируем корпуса от окислов масла и ржавчины.

 

P10507-Отполированные подшипники.jpg

Фото 12  P10507-Отполированные подшипники.jpg

 

Следующий наш объект – ротор. Все провода в нём старые лак стал от времени и температуры чёрным. Но внутри ротора очень много грязи, которую следует вымыть. Для этого используя различную химию, способную воздействовать как на масло, так и на ржавчину, начинаю осторожно, но методично отмывать ротор. Химию наливаю не больше чем на минуту и тут же смываю горячей водой. Таким образом, ротор не будет потравлен, но будет чистым внутри. Чтобы защитить обмотку ротора от внешнего воздействия обрабатываю её, и весь корпус ЦАПОН лаком. Таким образом, все микротрещины, по возможности, будут защищены от короткого замыкания.

 

P10508-Отчищенный ротор.jpg

Фото 13  P10508-Отчищенный ротор.jpg

P10544-Лакированный ротор.jpg

Фото 14  P10544-Лакированный ротор.jpg

 

Такой же участи подвергся и статор. Учитывая, что провода идущие к обмоткам, стали иметь хрупкую изоляцию, не следует их выгибать.

 

P10543-Лакированный статор.jpg

Фото 15  P10543-Лакированный статор.jpg

 

Для дополнительной защиты покрываем корпус статора серебряной краской. А на выводы одеваем эластичные трубочки.

P10554-Крашеный статор.jpg

Фото 16  P10554-Крашеный статор.jpg

 

Следующим этапом будет идти замена роторных колец. Они полностью износились и требуют замены.

Для замены нам нужно кольцо с параметрами 28х17х22.1. Находим его среди различных колец генератора на приведённом снимке. Это кольцо Cargo 133402. (Находится левее центра вверху).

 

Кольца генератора.jpeg

Кольца генератора Bosch.png

 Фото 17 Кольца генератора.jpeg

  

Покупаю их сразу два, потому что подменный генератор тоже пойдёт в ремонт, и ему тоже нужно будет менять кольца. На снимке кольца сняты с разных сторон. Толщина стенки в рабочем слое – всего 2 мм. Выступы в меди, это та часть пластмассы, которая удерживает кольцо от проворачивания на пластмассе. В некоторых мастерских по ремонту генераторов кольца просто протачивают на токарном станке, чтобы было ровно, и тем самым полностью утончают их. Через некоторое время генератор сточит остатки меди и генератор заработает в пульсирующем режиме, то контакт есть, то его нет. Внимательно осмотрите подводящие провода, следы свежей пайки сразу будут видны. Да и лак, которым заливается генератор после сборки, будет треснутым. Если кольца ровные, а всё вокруг девственное, то вас скорее обманули, причём операцию по замене колец на ваш счёт все-таки записали.

 

P10537-Новые кольца ротора.jpg

Фото 18  P10537-Новые кольца ротора.jpg

P10538-Новые кольца ротора.jpg

Фото 19  P10538-Новые кольца ротора.jpg

 

Теперь, когда у нас есть кольца, можно приступить к замене роторных колец. Для этого обычным съёмником начинаем приподнимать кольца. Так как они залиты лаком, то трубочка с проводом, подходящим к кольцам начинает с треском ползти за кольцом. Приподняв повыше кольца, отпаиваем на верхнем кольце провод и осторожно начинаем отслаивать трубочку от корпуса колец. Делать это надо очень осторожно, так как это конец обмотки и обломить его никак нельзя. Тем более под корень.

После отслаивания, убеждаемся, что провод свободно шевелится в канале, и аккуратно снимаем кольца окончательно с ротора.

 

P10545-Снятие старых колец.jpg

Фото 20  P10545-Снятие старых колец.jpg

P10547-Новые кольца.jpg

Фото 21  P10547-Новые кольца.jpg

P10548-Новые кольца.jpg

Фото 22  P10548-Новые кольца.jpg

 

P10549-Новые кольца.jpg

Фото 23  P10549-Новые кольца.jpg

 

Провода и места пайки тщательно лудим. Внешний провод проходит внутри пластмассы и загнувшись в паз, припаивается к внешнему кольцу. Напрессовываем кольца на вал, подведя провода к соответствующим точкам пайки. Затем всё фиксируем и окончательно заливаем всё ЦАПОН лаком.

 

Поверхность новых колец очень грубая, поэтому их следует отполировать тонкой шкуркой, чтобы они быстро не сточили новые щётки. Сами же щётки следует, по возможности, закруглить по форме колец. Чтобы они имели сразу больший контакт с кольцами и быстрее притёрлись.

 

После прозвонки обмотки тестером можно напрессовывать подшипники. Прежде чем прессовать передний подшипник следует надеть квадратную пластину для крепежа подшипника. На подшипник также одевается толстая шайба. Она нужна для задания зазора между передней стенкой генератора и крыльчаткой, на уже одетой передней стенке генератора, см. Фото 6.

 

P10550-Новый задний подшипник.jpg

Фото 24  P10550-Новый задний подшипник.jpg

 

P10555-Новые подшипники.jpg

Фото 25  P10555-Новые подшипники.jpg

 

Теперь нам надо проверить диодный мост. Он состоит из двух частей. На каждой из которых, расположены по три силовых диода. Эти диоды разные, одни из них «положительные», а другие «отрицательные». То есть они конструктивно изготовлены так, что у одних в радиаторе запрессован «плюс», а у других «минус».

P10676-Отмытый диодный мост.jpg

Фото 26  P10676-Отмытый диодный мост.jpg

 

Сначала проверим одну группу. Прикладываясь к каждому выводу, получаем сопротивление каждого диода. Разница между сопротивлениями незначительна.

 

P10677-Проверка диодов.jpg

Фото 27  P10677-Проверка диодов.jpg

 

P10678-Проверка диодов.jpg

Фото 28  P10678-Проверка диодов.jpg

 

P10680-Проверка диодов.jpg

Фото 29  P10680-Проверка диодов.jpg

 

Аналогично с другой группой.

P10681-Проверка диодов.jpg

Фото 30  P10681-Проверка диодов.jpg

 

Кроме того, у нас имеются ещё три маломощных диода. Они залиты компаундом, два из которых показаны галкой. С помощью этих диодов выпрямленное напряжение подаётся на реле-регулятор для анализа и регулировки, а также на клемму D+ самого генератора. С этой клеммы провод идет в приборку к лампе генератора.

P10682-Доп.диоды.jpg

Фото 31  P10682-Доп.диоды.jpg

 

P10683-Доп.диоды.jpg

Фото 32  P10683-Доп.диоды.jpg

 

Схема генератора Bosch.jpg

Фото 33  Схема генератора Bosch.jpg

 

Убедившись в исправности всех диодов можно собрать генератор. Привернуть конденсатор на 2,2 мкФ.

Пластина внутри, это вывод доп.диодов, с которых подаётся напряжение на реле-регулятор. Для нормальной работы необходимо, чтобы он плотно прилегал к нижнему контакту реле-регулятора.

 

P10560-Одетая задняя крышка.jpg

Фото 34  P10560-Одетая задняя крышка.jpg

 

P10684-Сопротивление обмотки ротора.jpg

Фото 35  P10684-Сопротивление обмотки ротора.jpg

 

Ещё до замены колец я замерил сопротивление прежних. Оно было равно 3,4 Ом. После установки  новых сопротивление стало 2,8 Ом. Следовательно из-за старого припоя сопротивление обмотки возбуждения было выше. Это сказывалось на токе, который генератор был способен вырабатывать. Известно, что на холостых оборотах генератор не отдаёт весь ток, а только около 30%. Поэтому отдача по току на холостых была ниже.

 

При ремонте я установил новый реле-регулятор Bosch 1 197 211 023  EL 14V 4C. Этот регулятор был на напряжение ровно 14В. Поэтому, учитывая старость проводки, я переделал его на напряжение 14,5В.

Для этого необходимо перепилить вывод, соединяющийся с контактом, на который подаётся питание с доп.диодов (левый вывод от резистора). Эту перемычку делаем из мощного кремниевого диода на 5-10А, припаивая плюсом диода к резистору. (Полоска на диоде – это отрицательный вывод.) После такой переделки напряжение отсечки реле-регулятора на холоде не превысит 14,6 В. Это происходит из-за того, что сопротивление прямого перехода диода даёт падение напряжения на диоде примерно 0,7 В. Регулятор «видит», что напряжение бортовой сети низкое и повышает на эту величину своё напряжение. По мере нагрева реле-регулятора напряжение отсечки падает, но это всё равно даёт более высокое напряжение бортовой сети, как будто стоит реле на бо-ольшее напряжение.

 

На нижеприведённой схеме показана врезка диода в схеме регулятора. Напряжение в точке А выше напряжения в точке В на 0,7 вольта. Благодаря этому на каскадах схемы управления R1 и R6 напряжение питания занижено и регулятор гораздо позже отключает обмотку возбуждения, что приводит к повышению выходного напряжения генератора на величину 0,7 вольта.

 

Схема генератора Bosch с диодом.jpg

Фото 35а  Схема генератора Bosch с диодом

 

P10662-Резистор регулятора напряжения.jpg

Фото 36  P10662-Резистор регулятора напряжения.jpg

 

P10663-Диод регулятора напряжения.jpg

Фото 37  P10663-Диод регулятора напряжения.jpg

 

P10664-Диод регулятора напряжения.jpg

Фото 38  P10664-Диод регулятора напряжения.jpg

 

Последним этапом необходимо одеть крыльчатку и шкив. Детали уже покрашены. Для крыльчатки была использована краска Bosny Gold. Краска даёт хорошее однокомпонентное покрытие, и не пачкает руки.

Краска Bosny Gold.jpg

Фото 39  Краска Bosny Gold.jpg

 

P10562-Этикетка генератора всборе.jpg

Фото 40  P10562-Этикетка генератора в сборе.jpg

 

P10660-Генератор всборе сзади.jpg

Фото 41  Фото 36  P10660-Генератор в сборе сзади.jpg

 

P10656-Генератор всборе сверху.jpg

Фото 42  P10656-Генератор в сборе сверху.jpg

 

 

P10657-Генератор всборе спереди.jpg

Фото 43  P10657-Генератор в сборе спереди.jpg

 

P10658-Генератор всборе сбоку.jpg

Фото 44  P10658-Генератор в сборе сбоку.jpg

 

Последним шагом является затяжка шкива гайкой. Накинув ключ на 22 на гайку, фиксируем её неподвижно в тисках. Затем берём угловой шестигранник и начинаем поворачивать ось ротора. Таким образом, мы не гайку затягиваем вокруг неподвижной оси, а вкручиваем ось в неподвижную гайку. Направление затяжки таково, что мы начинаем вращать ось против часовой стрелки. Если внутренний шестигранник имеет зализанные шлицы, то сразу после разбора нужно хорошо простучать по валу и расплющить потянутые наружние кромки шестигранника, чтобы не стучать после сборки по подшипникам.

 

P10698-Закручивание гайки вала.jpg

Фото 45  P10698-Закручивание гайки вала.jpg

 

P10701-Откручивание гайки вала.jpg

Фото 46  P10701-Закручивание гайки вала.jpg

 

Если реле-регулятор исправен, но у него сточились щётки, то можно заменить только щётки. Для этого подойдут от ВАЗ. Вот такой щёточный узел продаётся в автомагазине всего за 30 руб. Это качественные щётки. Они только чуть-чуть короче оригинальных, но их хватит на несколько лет. Выкусываем их под корень и припаиваем вместо старых.

 

P10551-Угольные щётки ВАЗ.jpg

Фото 47  P10551-Угольные щётки ВАЗ.jpg

 

P10552-Угольные щётки ВАЗ.jpg

Фото 48  P10552-Угольные щётки ВАЗ.jpg

 

И вот генератор установлен на автомобиле.

 
P20168-Шкив генератора.jpg

Фото 49 P20168-Шкив генератора.jpg

 

P20169-Генератор установлен_сбоку.jpg

Фото 50 P20169-Генератор установлен_сбоку.jpg

 

P20171-Ремень генератора.jpg

Фото 51 P20171-Ремень генератора.jpg


Сообщение отредактировал kit123: 25 Август 2021 - 23:15

  • Alex Abs это нравится

W123 2.3E 102.985 K-jetronic МКПП-4 1983 чёрный. 2002-2015-2021>>>>2024
Купить Мерседес может каждый, а содержать избранные.
Если человек хороший, то совершенно неважно, какого цвета у него "Мерседес".

 

 

#2 ОФФЛАЙН   Sergey.V

Sergey.V

    Легенда форума

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 4 609
  • Город:Спб,Ветеранов
  • Автомобиль:
    W124,200D,1993
Гараж Мой гараж

Отправлено 07 Октябрь 2020 - 00:55

Спасибо!!!


W124,200D,601.912,75л.с.,4AКПП,93 г.в.,wdb1241201b914509

VW Sharan 2003,1,9TDI,115л.с.AUY

Renault Megane Grandtour III 1.5 dCi

VW transporter, 1986,cs1,6, 50л.с.

Ну и рабочая буханочка!


#3 ОФФЛАЙН   Sergey.V

Sergey.V

    Легенда форума

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 4 609
  • Город:Спб,Ветеранов
  • Автомобиль:
    W124,200D,1993
Гараж Мой гараж

Отправлено 07 Октябрь 2020 - 00:57

Не подскажешь,у меня сейчас при езде фары то сильно ярко светят то тускло,потом проходит и проблема эта появляется хаотично.

Грешу на таблетку.


W124,200D,601.912,75л.с.,4AКПП,93 г.в.,wdb1241201b914509

VW Sharan 2003,1,9TDI,115л.с.AUY

Renault Megane Grandtour III 1.5 dCi

VW transporter, 1986,cs1,6, 50л.с.

Ну и рабочая буханочка!


#4 СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ   kit123

kit123

    Ветеран

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 2 217
  • Город:Москва, ЮВАО
  • Автомобиль:
    W123

Отправлено 07 Октябрь 2020 - 02:46

Не подскажешь,у меня сейчас при езде фары то сильно ярко светят то тускло,потом проходит и проблема эта появляется хаотично.

Грешу на таблетку.

Прежде всего проверь остаток щёток и колец. Их видно. Сильный износ может давать плохой контакт. Ну и зачисть пластину под регулятором, там часто закисает. Отогни её чуть вверх, для лучшего прижима. Но для спокойствия подкинь другой регулятор и покатайся с ним вечером. Если всё повторится, то тщательней проверяй генератор. А вообще, возьми на разборе живой генератор и сделай себе подменный. Есть сомнения - поменял и проверяешь свой.


Сообщение отредактировал kit123: 07 Октябрь 2020 - 02:48

W123 2.3E 102.985 K-jetronic МКПП-4 1983 чёрный. 2002-2015-2021>>>>2024
Купить Мерседес может каждый, а содержать избранные.
Если человек хороший, то совершенно неважно, какого цвета у него "Мерседес".

 

 

#5 ОФФЛАЙН   Alex Abs

Alex Abs

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • Cообщений: 7
  • Город:Вологда
  • Автомобиль:
    w123, 240D (из 230E), 1982

Отправлено 07 Октябрь 2020 - 15:46

kit123, спасибо, что восстановили! Очень красивый и наглядный отчет. Надо добавить в раздел с фотоотчетами ремонтов.

#6 ОФФЛАЙН   Cannibal Mad

Cannibal Mad

    Легенда форума

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPipPip
  • Cообщений: 4 369
  • Город:г. Лида, Беларусь
  • Автомобиль:
    W126, W123
Гараж Мой гараж

Отправлено 14 Июнь 2021 - 08:51

Всё отлично, кроме цапон-лака.

 

Практика показала, что он не годится для работы с нефтепродуктами.

 

Нужно использовать лак ФЛ-98 - это специальный лак для обмоток электромашин. Держит температуру до +145, на нефтепродукты ему вообще пофик - как-то мотал статор мотоциклетного генератора (как известно, он в рабочем масле двигателя живёт), по сей день работает.

 

Есть одно только условие - сушить нужно в духовке при 100 градусах


W123 240D - продан
W126, год хрен знает какой, похоже 1980, чёрный, мотор 606.962.


#7 СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ   kit123

kit123

    Ветеран

  • Мерсоводы
  • PipPipPipPipPip
  • Cообщений: 2 217
  • Город:Москва, ЮВАО
  • Автомобиль:
    W123

Отправлено 27 Август 2021 - 13:13

Возможно тебе нужны были более жесткие требования, но и цапон лак неплох.

 

Сегодня изготавливают много разных лаков, однако цапонлак в сравнении с другими похожими материалами имеет лучшие свойства и множество преимуществ, благодаря которым он широко применяется специалистами во время выполнения разных отделочных работ и сложных процессов. Повсеместное применение цапонлака объясняется тем, что этот лак имеет следующие достоинства:

  • сохнет очень оперативно. Благодаря быстрому высыханию данный лак применяется во время внутренних и внешних отделочных работ. Многие спрашивают, сколько сохнет цапонлак? Обычно он высыхает примерно за 3-5 часов;
  • высохший лак может эксплуатироваться при неблагоприятных погодных и атмосферных условиях. Использовать его можно не только в комнатных, домашних условиях, он может применяться в температурном диапазоне от -50 до +150 градусов. Данный лак не боится морозов, жары, снега, дождя, сильного ветра и ультрафиолета, эти погодные явления и атмосферные осадки не ухудшают защитные свойства цапонлака, и не приводят к разрушению лакированного покрытия;
  • после того, как лак полностью высохнет, защитный слой имеет высокий показатель прочности и отличается долговечностью;
  • лаковый состав имеет невысокую, доступную стоимость;
  • имеет отличную адгезию, то есть сцепление с любыми видами материалов и поверхностей;
  • можно наносить цапонлак своими руками в домашних условиях на стекло, бетон, древесину, металлы, печатные платы, используемые в электронике;
  • большой выбор оттенков. Сам лак обычно выпускается прозрачным, но его можно легко развести с подходящим красителем, благодаря чему цапонлак приобретет необходимый цвет;
  • раствор не токсичный, поэтому можно наносить цапонлак своими руками, находясь у себя дома, однако нужно соблюдать некоторые меры безопасности.

Сообщение отредактировал kit123: 27 Август 2021 - 13:13

W123 2.3E 102.985 K-jetronic МКПП-4 1983 чёрный. 2002-2015-2021>>>>2024
Купить Мерседес может каждый, а содержать избранные.
Если человек хороший, то совершенно неважно, какого цвета у него "Мерседес".

 

 




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных