Вторая половина восьмидесятых – время, когда немецкие автомобили сделали, пожалуй, самый большой рывок в своей истории. Словно вспомнив о событиях столетней давности (именно тогда Бенц и Даймлер явили миру свои первые бензиновые экипажи), концерны Западной Германии вновь совершили настоящий технологический скачок, оставив позади всех своих конкурентов. Легковой полный привод, стабилизирующая движение электроника, системы безопасности, дорогостоящие материалы отделки, высочайшее качество сборки… Возможно, разработанные и выпущенные в тот период немецкие седаны и купе многие из нас до сих пор считают лучшими, что когда-либо создало человечество. И чем ближе становится закат эпохи традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, чем чаще мы вспоминаем модели, которые стали яркими символами ее расцвета. Однажды, когда бензиновые и дизельные легковушки окончательно сдадутся под натиском экологии, кто-нибудь наверняка попытается составить список «самых-самых» автомобилей всех времен и народов. И в нем, безусловно, найдется почетное место для машин с трехлучевой звездой…
Читатели первого тома книги помнят, что с точки зрения компоновки в нем было сделано исключение: семейству автомобилей Mercedes 600 в кузове W100 посвящены сразу две главы. Это понадобилось для того, чтобы как можно ярче показать масштаб автомобиля – и личностей, которые на нем ездили. В новой книге автор решил продолжить данное начинание. Но уже в первую очередь желание охватить как можно больше разных модификаций – счет которых в восьмидесятые пошел уже на десятки, а к концу века приблизился к сотне. Теперь двойных глав удостоились сразу пять семейств: «123», «126», «201», «124» и «140». Причина здесь более прозаическая – эти машины имели не только разнообразие кузовов, но и огромный выбор вариантов исполнения, плюс перенесли по несколько существенных модернизаций. Причем конкретно для Mercedes 190 (W201), выпущенного лишь в виде седана, решено было посвятить отдельный рассказ спортивным модификациям во главе с 2.3-16. Как минимум потому, что именно они открыли современную эпоху участия компании в кольцевых автогонках. И особенно трудно переоценить значение всех перечисленных выше семейств для российского рынка – тридцать лет назад с падением «железного занавеса» именно они стали тем самым лицом компании из Штутгарта, которое принесло ей высочайший авторитет и уважение на долгие годы вперед. Нельзя забывать и про машины, благодаря которым формировалась дилерская сеть по продажам новых Мерседесов в нашей стране – это относительно демократичные серии W202/S202 и W210/S210 середины девяностых.
Внедорожник Geländewagen в этом смысле и вовсе можно назвать автомобилем-эпохой. Поэтому автор не только принял решение обязательно включить эти машины в книгу (иностранные издания по истории легковых Mercedes-Benz нередко обходят G-серию стороной), но и посвятить им отдельную часть, состоящую из трех глав. Пожалуй, именно изучение хронологии этой линейки стало самой сложной работой, проведенной в рамках подготовки новой книги. Ведь при кажущемся обилии источников в сети Internet далеко не все факты об истории W460, W461 и особенно W462 лежат на поверхности. А некоторой информацией крайне неохотно делится сам Mercedes-Benz – потому как производство машин тесно связано с поставками в силовые ведомства разных стран. Хотя с самого начала не было никаких сомнений, что Geländewagen изрядно дополнит и украсит весь книжный проект. Потому что G-класс не только установил рекорд среди моделей компании по длительности производства, но и перенес бессчетное количество модернизаций. А уж в историческом смысле наследие одного из самых главных вездеходов планеты вообще не подлежит сомнению.
Впрочем, все это не означает, что книга посвящена исключительно старым моделям Mercedes-Benz, давно заслужившим всенародную славу и любовь. Машины, которые расширили линейку компании на рубеже столетий (SLK, CLK, M- и A-class) также представлены здесь в полном объеме. Тем более что у каждой из них есть своя история появления и ряд интересных технических особенностей. По примеру предыдущего проекта BMW, хронология второго тома истории штутгартской марки простирается до самого конца двадцатого века. А значит, сюда попали и самые последние модели, которые безо всяких оговорок являются детищами ушедшего столетия – седан S-class (W220), купе CL (C215) и второе поколение C-class (W203/S203).