Или 10 стран, 17 дней и почти 9500 километров на Бэби - Мерсике в режиме нон-стоп.
Итак. Насмотревшись вдвоём с женой автопутешествий Владимира Баня и начитавшись в тырнете сайтов путешественников было принято решение проехаться «галопом по Европам»… В самом прямом смысле: Т.е. увидеть как можно больше городов и зафиксировать для себя места, куда хотелось бы в дальнейшем вернуться. Выбрали для этого удачную дату, поближе к первой годовщине свадьбы.
Значит так, конец августа 2008 года стартуем.
Перегон Питер - Рига и обратно, я думаю, не стоит описывать: его описывали многократно, все кому не лень. В те чудесные времена в основном ездил через КПП Шумилкино, что примерно 30 км по Эстонии (+ одна страна), или Ивангород, что позволяло сократить путь по не самым лучшим дорогам РФ до 150 км, но увеличивало на столько же, но уже по прекрасным дорогам Эстонии. Сейчас обычно ездим через Куничну Гору - там платный въезд/выезд и до ближайшего населенного пункта более 50 километров, так, что бензинщиков обычно меньше, чем на многих других КПП. По дороге туда останавливался у родственников, обратно - у друзей. До Дрездена смотреть толком было нечего. Дороги Рига - Паневежис - Каунас - Марьямполе -Варшава - граница Германии скажем так, в не очень хорошем состоянии. Платных и высокоскоростных дорог нет. Желающим сберечь подвеску и сэкономить нервы - рекомендую паром до Киля или Любека. Там вываливаетесь на автобан и вся Европа у ваших ног.
Польша. На въезде в каждую деревушку стоит фоторадар. Деревушки стоят как в России - одна заканчивается, а другая как раз начинается, объездных дорог как правило нет, так что тошним вмести со всем городским потоком. И всё бы вроде хорошо, но половина транспортного потока - фуры. Большинство дорог в состоянии перманентного ремонта. Плюс постоянно пахнет "натуральными удобрениями". Короче езда по Польше - настоящая мечта автомазохиста.
Первой остановкой считаю Варшаву. Город не сильно выделяется архитектурой - она типичная для многих Европейских городов. Город уникален реставрацией. После восстания 1944 года на Ратушной полщади Варшавы осталась всего одна стена. Старый город восстанавливали почти с нуля, при этом старались по максимуму использовать обломки оригинальных зданий. Работа была проведена колоссальная. Очень впечатляет. Что не радует - много молодёжи начинают «морщить жопу», если обращаешься к ним по - русски. так что ёнглишь фарева! Гостиницы в Польше стоят вполне разумных денег - нормальный двухместный номер стоит от 30 евров. Автобанов в Польше нет. В общем Польша как то не зацепила.
Варшава. Вид из гостиницы.
А вот в Германии автобаны есть и они бесплатные! Настоящий рай для владельцев скоростных машин. Здесь как на КАДе - при скорости стошестидесят в левом ряду деать нечего. Ну, раз пошла такая маза то и я своего двухлитрового дизелька до 160 раскочегарил... Теоретически там есть какие-то скоростные ограничения, но фоторадаров и полиции на автобанах замечено не было. Зато попадаются ZOL'ы, это погранци по нашенски. Имеют право остановить и досмотреть. Действуем как всегда при общении с погранцами: останавливаемся, по их первому требованию на вопросы отвечаем доброжелательно, чётко и внятно, шутки крайне нежелательны. Намекаю, далеко не все ZOL'овци знают англицкий. Неплохо иметь с собой распечатки броней отелей - может помочь при возникновении языкового барьера.
Для небольшого города Дрэдэн просто перенасыщен памятниками архитектуры. Разнообразными. Пытаться перечислять слишком долго. Мне особенно запомнился белого камня готический собор и Терраса Европы. Впечатляет и дворцовый ансамбль, самое известное здание из которого Дрэздэнская картинная галерея. Сразу предупреждаю - трамваи сцуки подкрадываются незаметно. Это вам не Лениград! Мне понравился этот город.
Дрезден. Терраса Европы.
Трамвай подкрался незаметно...
Ещё на подъезде к Штутгарту я заметил что то похожее на новую Е-шку в камуфляже. Пока жена доставала фотик из рюкзака с заднего сидения - прототип улетел в горизонт... Меня Штутгарт поразил количеством Порше на улицах, причём разных. Попадаются как совсем новые машинки так и классики шестядесятых-семядисятых годов, причём все в состоянии вчера с конвейера. Немного жалею, что мы провели слишком много времени в Дрэздене, поэтому только и успел сфоткаться на фоне музея Порше. В музей Мерседеса конечно тоже опоздал. Уезжал с обгрызенными локтями, т.к. в Страсбурге нас ждала гостиница. Когда поеду в следующий раз обязательно посещу оба автомузея. Имею небольшие наброски на отдельное тематическое путешествие по автомобильным музеям Европы. Мне очень нравятся города, построенные на разных уровнях. Штутгарт яркий пример таких городов.
Штутгарт. Панарама города.
А вот уже во Франции атобаны платные. Не самое дешевое удовольствие, зато туристам не надо заморачиваться на тему ехать или не ехать. Если уже попал на развязку с дорогой, имеющей литеру A и двузначным номером - значит, скоро шлагбаум и на выезде придётся зоплатить. Переживать за цену не стоит. Если ехать на двухлитровой бензинке - то по деньгам то на то и выйдет, но зато времени сэкономите море. Вообще средняя скорость движения на общественных дорогах Европы - 60-70 км в час. На автобанах вроде как 130, но никаких радаров контролирующих скорость замечено не было. А вот на обычных, бесплатных дорогах я регулярно натыкался на фоторадары, а в Италии даже видел обычную полицейскую машинку с живыми полицейскими и ручным радаром.
Страсбург/Мудзиг. Ночевали мы в Мудзике. Маленький пряничный городок из детских сказок, утопающий в цветах... Позитив переполняет только от одной мысли, что такие города всё-таки существуют. Находиться сиё чудо всего в 20 километрах от Страсбурга, с которым соединен скоростной дорогой - лимит 110 км/ч. Сам Cтрасбург город контрастов. Здесь ультрасовременные строения из стекла и бетона перекликаются с разномастными старинными домами и котеджным посёлком почти в самом центре. Стоит посетить квартал Кожевенников и глянуть на Страсбургский Нотердам, если не ошибаюсь, самый высокий в Европе. Разрекламированный Парижский вполовину меньше. Как всегда пугают подкравшиеся непонятно откуда трамваи.
Мудзиг. Городок из сказок, утопающий в цветах.
Страсбург.
Крадущиеся трамваи Страсбурга.
Париж я не люблю. По моему личному мнению он мало чем отличается от Москвы. Город переполнен стадами суровых аборигенов и хлопающих ушами туристов. Кстати, обычно особо выделяются наши туристы и итальянцы: обязательно идут ТАБОРОМ и галдят. На дорогах всё как у нас - если за рулём чёрная обезьяна, то хрен он тебя пустит со второстепенной, а если белый мужик, то пустит и даже не бибикнет если ты замешкался. Несмотря на бешеное количество машин, движение организованно так, что город не стоит. Причём количество машин поражает даже тех кто неоднократно бывал в Москве. Кстати Хаммеры здесь стадами не ездят - здесь модно/удобно микролитражка, количество которых ну просто астрономическое. При этом город движется. В Париже своеобразные уличные парковки. Примите к сведению, что паркоматы не принимают не расчётных карт, ни наличности. Надо покупать специальную Парижскую парковочную карточку. Самая дешевая номиналом то ли 5, то ли 10 евро. Продаются обычно в табачных лавках и почти всех забегаловках. С подземными парковками легче - хотите наличными, хотите - картой. Если есть план погулять по музеям - обязательно купите "Музейную карту", которая даёт право посещения почти всех музеев в течении срока действия. Знаю что есть на 2 и 4 дня. Если посетите больше двух музеев - уже сэкономите. Если берёте машину в прокате - не экономьте на полной страховке. Контактная парковка и отломанные зеркала здесь считаются нормальным делом. Так что если насчитаете всего пару царапин на бампере и бортах, считайте, что легко отделались. Из-за такого здесь, как и во многих западноевропейских странах, не принято останавливаться и ждать полицию. И ничего не оставляйте в салоне на видном месте! Воруют со страшной силой.
Париж. Способы защиты от контактной парковки.
Прикидываюсь Квазимодой. Неблитым неплохо получаеться.
Замки долины Луары. Тем кто в детстве хоть раз открывал книжку Дюма посетить обязательно. Рассказывать бесполезно - это надо видеть!!! Замки разные. Одни шикарные и пафосные, другие чётко говорят о своей военной мощи, третьи по-домашнему уютные. Меня очень удивил рост бывших обитателей замков. Сейчас детские кровати большего размера.
Замки долины Луары. Шамбор.
Тем кто не зарулём накидаться на халяву не проблема.
Халява сэр!
Такой хороший Малыш? Городочек Амбуаз. Рядом одноименный замок.
Парковка возле замка Амбуаз.
Ещё один Классик. За рулём дедушка лет 70.
Просто жилой замок...
Орлеан. Город из белого камня. Маленький, аккуратный, тихий. Прекрасные виды... Здесь спокойно и как то по-домашнему уютно.
Просто Орлеан.
Леон. Крупный промышленный город. За городом очень много граффити, причём я наверное не так сказал, это скорее произведения современного искусства! Я даже притормозил, и принял правее, что бы полюбоваться. Сама по себе архитектура привычна.
Леон.
Городочек Гап в горах. Дорога на побережье.
Дорога в горах. Эта полоса справа посреди экрана и есть дорога, по которой я ехал...
Альпы. Я ещё радуюсь. Колодки ещё живые.
Аватарко
Антип/Ницца/Канны. Если и есть рай на земле, то именно в этих краях. Я многое повидал до этого. Но Лазурный берег просто убил меня своим великолепием! Вдоль берега скорость ограниченна 30-50 километрами в час, но быстрее ехать просто не хочется. Дорога буквально кишит множеством маленьких ресторанчиков расположенных так, что кухня и барная стойка находиться по одну сторону дороги, а столики, под пальмами на другой. Ощущение, что ты тут и значит жизнь удалась не покидает до въезда в Италию. Даже муниципальные пляжи по чистоте конкурируют с коммерческими палатами в приличных больничках. Я впервые в жизни захотел тупо поваляться и позагорать. Вода очень солёная, но это шикарно компенсирует душ на уровне прибоя. Сказка!!! Хочется отдыхать, отдыхать и ещё раз отдыхать.
Канны, как много в этом слове для сердца русского слилось!
Моторчик пятьдесят кубиков. Для езды требуються мопедные права.
Где-то между Каннами и Ницей.
Собственно Ница.
Ну... Монако как Монако. Казино, Феррари, яхты... Любой приличный кадр - готовый плакат рекламирующий жизнь миллионеров. Самые дорогие цены на парковку, что я видел. Т.к. я очень азартный человек, то в казино не пошёл. Прогулялись по парку и поехали дальше.
Италия. Автобаны построены по французскому принципу - билет на входе, оплата на выходе.
Санремо/Генуя/Милан/Венеция. Грязно. Очень грязно. Особенно это бросается на контрасте со стерильной Францией. Человеческие испражнения в каналах Венеции ещё объяснимы. А вот перемазанные попытками граффити города, заваленные бычками, бутылками и фантиками производят не такое радужное впечатление... Не сильно лучше в Генуе и Милане. Здесь снова появляются большие машины в большом количестве. Местная манера вождения до боли что то напоминает: обычно водитель одной рукой давит на гудок, другой крутит руль, третьей набирает смс, а четвёртой... Муниципальные пляжи тоже грязные. Пляжи при гостиницах, конечно же, чистые, но тарифы для приехавших с улицы, у них какие-то бесчеловечные... Тем, кто всё такие собирается съездить в Венецию рекомендую оставить машину на платной стоянке в континентальной части, а дальше на поезде на островную. Выйдет и дешевле, и скорее всего быстрее. Пробки иногда бывают многочасовыми, а парковка на островах стоит астрономических денег.
Италия. Небольшой городок между Монако и Генуей.
Генуя. Дык вот ты какой выкидыш Камаза!
Милан. Готичный МакДональдс.
Выбирали кошелёк...
Типичный вид Венеции.
Австрия. Здесь автобаны тоже платные. Только механизм оплаты несколько иной. Настоятельно рекомендую СРАЗУ при пересечении граници приобрести наклейку для автобанов. Стоит что-то около семи евро на десять дней. Если не купите и попадёте на плановую проверку - стоимость наклейки может стать трёхзначной. Конечно же в Евро.
Если вы до этого не были в Венне и считаете, что до этого пробовали по-настоящему вкусный шоколад и правильно поджаренные сосиски, то вы ошибаетесь. Обязательно попробуйте венский шоколад и венские сосиски, которые готовят в ларьках на улицах! У меня до сих пор от одной мысли начинается неконтролируемое слюноотделение. Помимо кулинарных достопримечательностей Вена является одним из самых красивейших городов Европы. В этом городе чувствуешь себя легко и приятно, почти как дома. Возможно благодаря лёгкости этого города Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шуберт, Брамс жили и творили именно здесь...
Собственно Вена.
Вена. Высокотехнологичная парковка - стеллаж под Домским собором. Машину грузят на платформу и увозят, а ты смотришь это по телевизору.
Чехия. Автобаны тут есть. И тоже надо покупать наклейку. Потому как у них как то невнятно обозначены платные дороги… Мы взяли её на заправке но уже за десять евро на семь дней. Кстати, алкоголь даже в минимальных дозах в крови и "на выхлопе" водителя запрещён. Качество так называемых автобанов в Чехии крайне невысокое. Я несколько раз останавливался от звука "чавкающего" проколотого колеса, а оказывалось, что такое дорожное покрытие.
Прага. Приятный город. Прекрасное разливное пиво. Уже привычная нам архитектура. Город, где всё на своём месте, город который на 100% процентов соответствует ожиданиям. Сюда надо ехать большой и дружной компанией "чиста попить пивка". Не пытайтесь в чешских супермаркетах допрашивать местных на тему где купить Абсент - далеко не все местные знают о таком "известном чешском напитке", да и не везде он есть. Просто ищите его сами в отделе крепких алкогольных напитков. Я нашёл рядом с водкой.
Прага. Такое спьяну увидишь - пить бросишь!
Далее снова Варшава - Марьямполе - Каунас - Паневежис - Рига - Дом. В Паневежисе, почему то нереально найти тот ассортимент молочных продуктов, который по немалым ценам присутствует на российском рынке. А уж очень хотелось затовариться.
Полиция. Насколько я знаю, в Европе есть только три страны, где можно пытаться договориться с полицейскими «без квитанции»: это Латвия, Литва и Польша. Делать это нужно очень аккуратно - если есть подозрение, что пишут... В остальных странах - если попались, значит попались. Единственное, что можно сделать это попросить полицейского немного уменьшить штраф под благовидным предлогом, например человек ты небогатый, всю жизнь мечтавший увидеть именно его прекраснейшую страну, на последние деньги приехавший и СЛУЧАЙНО (!!!) пропустивший знак из-за фантастических красот вокруг. Попытка дать "на лапу" может крайне плачевно закончиться. Имейте ввиду что почти везде в Европе "красный свет" намного страшнее "сплошной линии".
Горные дороги! Каким бы прикольным не казалась мысль поездить накатом с горки - не пытайтесь это сделать. Я сдури убил комплект новых колодок. Из-за этой моей "шалости" из нашего маршрута выпали Залцбург и Инсбрук, потому как свободных денег на замену колодок на местных СТО у нас не было. Поэтому было принято решение, что дальше никаких гор.
Общественный транспорт. Если вдруг задумаете пользоваться - обязательно почитайте в интернете правила пользования транспортом, т.е. где брать билеты, как пробивать, сроки действия и т.д. Иначе поездочка быть испорченна большим мозговыносом и немалым штрафом.
Ориентирование на местности. Я использовал Гармин, что и рекомендую всем настоящим путешественникам. Может не самый красивый, зато самый правильный. Знает редиска все тропинки в заповедниках! Я как то сдуру включил кратчайший путь... Сразу скажу, что попробовал и альтернативные продукты но, как выяснилось они серьёзно ложают даже в таких городах как Париж, центр которого не менялся со времён Второй Мировой... Так что если кому надо "ехать а не шашечки", то я знаю ровно один вариант - Гармин.
Гостиницы. Если озаботиться заранее и забронировать через тот же самый букинг ком, то средняя цена двухместного номера с душем около 40 евро.
Интернет. Практически везде, в обычном кафе вместе с чашкой кофе и пирогенным можно получить доступ к вайфаю. Много где интернет доступен в гостиницах. Кроме Италии!!! Здесь принят идиотский закон о борьбе с терроризмом, который фактически запрещает использования интернета в общественных местах. Я заполучил связь в Венеции в четырхзвёздочной гостинице и в Милане, поймав нешифрованнцю точку доступа возле офисного здания.
Язык. Неоднократно слышал, что французы крайне неохотно переходят на английский. По собственному опыту могу сказать что, если по вам заметно, что английский для вас не родной (читаем говорите на ломанном), то в большинстве случаев без проблем переходят на него. А если знаете ещё пару слов на местной мове, типа "счёт пожалуйте" и "спасибо", то вы вообще любимый посетитель. Не забываем оставлять на чай 5-10 процентов. Больше не приятно, меньше – просто неприлично. Ну и тщательно изучаем счёт, иногда чаевые уже включены.
Продукты почти везде в Европе фантастического качества. Я очень много путешествую по стране и вопрос "привыкания" к продуктам того или иного региона для меня не является абстрактным: я просто знаю, что пару первых дней нельзя далеко отходить от туалета. В Европе же данной проблемы нет. Каждый день у меня был новый город, новый регион или даже новая страна. Никаких проблем! Причём питание вирировалось от средних ресторанов до банальных местечковых супермаркетов и фаст-фуда. Проблема найти молоко больше полутора процентов. Практически во всех странах ценники с описанием того или иного продукта только на местной мове. Так что разговорник не помешает.
Думаю стоит немножко рассказать про машинку и её поведение. Итак, встречаем: Mercedes-Benz W201 2.0 Дизель, 1991 года рождения. На момент старта имела на спидометре честных 430 тысяч пробега. Перед поездкой и сразу после были произведены стандартные ТО, т.е. масло, все фильтра и серьёзный осмотр. В Альпах по глупости были благополучно оставлены передние колодки. Перед Парижем на автобане лопнул главный "бензопровод" под капотом. Который был отремонтирован при помощи изоленты, любезно предоставленной чешским дальнобойщиком, и далее заменён, но уже в самом Париже. там же в Париже отошла масса от аккума, в результате чего пришлось прикуривать от турбового Порша (стояли пряма напротив Лувра, а им ну очень хотелось запарковаться). Все проблемы были диагностированы самостоятельно и устранены в рабочем порядке.
Топливо. После того как пересекли Российскую границу топливо практически везде стоило одинаково дорого. Единственное, мне показалось что на трассах чуть дороже, в городах подешевле. Самыми дешевыми оказались заправки при супермаркетах. Качество нигде не вызывало нареканий. Цена в то время вроде была совсем заоблачной, если я не ошибаюсь платили от 1,35 до 1,53 евро за литр солярки. Стоимостью бензина по понятным причинам не интересовались. В прошлом году солярка во Франции стоила в районе одного евро за литр.
Ну и самое главное: Цена вопроса. Т.к. мы немало времени потратили на подготовку, путешествовали на экономичном двухлитровом дизельке, пользовались в основном недорогими гостиницами и периодически затаривались в супермаркетах (т.е. не только в кафе и ресторанах питались) то всё мероприятие обошлось по цене поездки в Египет вдвоём в приличный отель на тот же срок. Коллеги в то же время ездили на машине на Российские юга. Примерно столько же потратили за три недели. Только позитива на порядок меньше...
Сообщение отредактировал Dipol: 21 July 2010 - 22:38